О́лтмен Роберт (Altmen) (р. 1925), американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Фильмы: «M.A.S.H.» (1970), «Нэшвилл» (1975), «Три женщины» (1977), «Свадьба» (1978), «Любовь зла» (1986), «Игрок» (1992), «Prêt-à-porter» (1994) и др. Основные черты режиссёрского почерка Олтмена: сочетание трагического и комического, внешне хаотичное, но внутренне логичное построение фильмов, острота психологических характеристик.
* * *
ОЛТМЕН Роберт - О́ЛТМЕН (Altman) Роберт (20 февраля 1925, Канзас-Сити - 20 ноября 2006, Лос-Анджелес), американский режиссер, сценарист, продюсер.
Окончил университет штата Миссури в Канзас-Сити. Инженер по образованию Олтмен начал с научных и технических фильмов, работал на телевидении, делал документальные ленты («История Джеймса Дина», 1957) и только в 1968 дебютировал в художественном кинематографе фильмом «Обратный отсчет» - об астронавтах, готовящихся к полету на Луну. Снятый в обычном для рядовой голливудской продукции «анонимном» стиле, он не привлек внимания. И только фильм «Холодным днем в парке» (1969), исследующий женскую психологию, заставил говорить о новичке (к исследованию женской психологии, причем в необычной, почти сюрреалистической манере, Олтмен вернулся еще раз в «Трех женщинах», 1977). Первым же его подлинным успехом стала антивоенная абсурдистская комедия «M. A. S. H.» (1970, в российском прокате «Чертова служба в госпитале МЭШ»; главная премия Каннского кинофестиваля), события в которой разворачиваются в американском военно-полевом госпитале времен корейской войны.
В первой половине 1970-х годов Олтмен много работал в жанровом кино. Он поставил вестерн, или, точнее, антивестерн «Мак-Кейб и миссис Миллер» (1971), детектив «Долгое прощание» (1973), комедию «Калифорнийский покер» (1974), уголовную драму «Воры как мы» (1974). Все они были сделаны в манере, во многом противостоящей голливудской. Режиссер выворачивал наизнанку привычные романтические традиции: не снимал красивых звезд, предпочитая им некрасивых, но талантливых актеров, старательно избегал «хеппи-эндов».
Всемирная известность и признание пришли к Олтмену во второй половине 1970-х годов, когда были поставлены его лучшие картины. В фильме «Нэшвил» (1975) - своеобразном «юбилейном» фильме, снятом к двухсотлетию США - переплетались две сюжетные линии: музыкальный фестиваль и предвыборная кампания, то есть искусство и политика. И там, и здесь - одна и та же выхолощенность, ханжество, лицемерие, делячество. Вместо привычного сюжета в фильме - многоплановое полифоническое действие с множеством героев. Из их взаимодействия на экране выстраивается сложнейшая жизненная мозаика, в которой многое идет от поэтики Брехта. Массовый зритель картину не принял.
В 1976 Олтмен сделал еще один фильм - разоблачительную социальную сатиру «Буффало Билл и индейцы, или урок истории Сидящего быка» (главный приз фестиваля в Западном Берлине). Здесь в центре внимания - театрализованные «зрелища Дикого Запада», предшественники вестерна, в ходе подготовки одного из которых происходит столкновение реальной исторической правды с придуманной в идеологических целях легендой. В 1978 в фильме «Свадьба» режиссер снова вернулся к современности, подвергнув критике «священный» институт брака и семьи, показав бездуховность существования, фальшь отношений, скрытые за внешней благопристойностью представителей обеспеченных слоев общества.
В 1981 Олтмен был вынужден продать собственную кинофирму «Лайон"с Гейт», выпустившую его лучшие картины, и вернуться к работе на телевидении, в театре, к скромным экранизациям поставленных там пьес («Тайная честь», 1984, «За гранью терапии», 1987 и др.). На рубеже 1990-х годов режиссер вообще уехал из Америки, поселился в Париже, где снова обрел творческую работоспособность. Находясь далеко от Голливуда, Олтмен смог свести с ним счеты в фильме «Игрок» (1992). Это вновь беспощадная сатира, обличающая как содержание, так и приемы изготовления голливудской массовой продукции. Столь же печален взгляд этого мастера и на жизнь в американской киностолице - Лос-Анджелесе, отразившейся в «Коротких историях» (1993). Судьбы персонажей восьми разных сюжетов все время пересекаются, и всех их угнетает одиночество, насилие, секс без любви, отсутсвие духовности. Фильмы Олтмена «Готовое платье» - о мире парижской моды (1994) и «Канзас-Сити» (1996), посвященный родному городу режиссера, особого успеха не имели.
Олтмена по праву называют ведущим представителем «авторского» кино США. Самый «неголливудский» режиссер Америки, он всю свою творческую жизнь бросает вызов этой «фабрике грез», высмеивает ее стандарты и штампы, пародирует заезженные сюжеты, анализирует привычные мифы.